Микроэкономика-2

Специальность: "Математические методы в экономике" (основной курс)
Семестр: 3 (осенний, 2 курс)
Виды занятий: лекции – 38 час., лабораторные занятия – 19 час.
Форма отчетности: экзамен
Автор программы: Филатов А.Ю., к.ф.-м.н., доцент

 

Курс предназначен для углубленного изучения одной из основных частей экономической теории – микроэкономики, науке о поведении отдельных субъектов (предприятий, людей, рынков отдельных товаров) в экономической среде. Студентам дается теоретический и практический материал по теории потребительского поведения, теории спроса и предложения, теории фирмы и рыночным структурам. Значительная роль отводится задачам, с помощью которых, как показывает практика, порой удается достичь более прочных знаний, чем из чисто теоретических курсов.

 

Тема 1. Теория потребительского поведения
1. Потребительские предпочтения. Принцип рационального поведения. Аксиомы рационального выбора.
2. Кривые безразличия. Полезность. Функция полезности Кобба-Дугласа. Монотонные преобразования функций полезности.
3. Особые виды предпочтений. Особые виды кривых безразличия. Функции полезности: линейная, квазилинейная, Леонтьева.
4. Бюджетное ограничение. Множество покупательских возможностей. Оптимальный выбор.
5. Особые виды множества покупательских возможностей.
6. Теория выявленных предпочтений.
 

Тема 2. Теория спроса и предложения
7. Изменение дохода потребителя. Эластичность спроса по доходу. Кривая Энгеля. Нормальные товары и товары низшей категории.
8. Изменение цены товара. Выведение функции спроса на основе теории потребительского поведения. Эластичность спроса по цене. Товары Гиффена.
9. Эффект дохода и эффект замещения по Слуцкому и Хиксу.
10. Уравнение Слуцкого. Перекрестные эффекты. Уравнение Слуцкого в перекрестных эффектах. Асимметрия перекрестных эффектов. Перекрестная эластичность. Товары-заменители и дополняющие товары.
11. Прямая и обратная функция спроса. Неценовые факторы, сдвигающие спрос. Индивидуальный и рыночный спрос.
12. Прямая и обратная функция предложения. Неценовые факторы, сдвигающие предложение. Точка равновесия. Дефицит и излишки.
13. Потребительский избыток и избыток производителя. Оптимальный объем производства с точки зрения монополиста и с точки зрения максимизации общественного благосостояния.
14. Паутинообразная модель рынка.
 

Тема 3. Теория фирмы
15. Карта изоквант и норма технического замещения. Отдача от масштаба.
16. Производственные функции. Основные виды производственных функций: Кобба-Дугласа, линейная, Леонтьева.
17. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Цена отсечения и цена безубыточности. Определение оптимального объема производства.
18. Сравнение протяженных во времени инвестиционных проектов. Дисконт. Чистая текущая стоимость. Внутренняя норма доходности.
19. Принятие решений в условиях неопределенности. Критерии Вальда, крайнего оптимизма, Гурвица, Лапласа, математического ожидания, Сэвиджа.
20. Жизненный цикл товара. Фазы жизненного цикла. Поведение фирм.
 

Тема 4. Рыночные структуры
21. Понятие рыночных структур и их классификация. Показатели концентрации фирм на рынке. Индекс Лернера и рыночная власть фирм.
22. Совершенная конкуренция. Кривая предложения фирмы и отрасли.
23. Монополия. Формирование монопольной цены. Сокращение объемов потребления по сравнению с равновесными. Естественная и искусственная монополия. Монопсония.
24. Особенности монополистического ценообразования. Ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени. Двойной тариф.
25. Олигополия без сговора. Объем как стратегическая переменная. Модели Курно и Стэкельберга.
26. Олигополия без сговора. Цена как стратегическая переменная. Ценовая война Бертрана. Парадокс Бертрана и его разрешение.
27. Олигополия со сговором. Лидерство в ценах. Картель. Картель и конкурентное окружение.
28. Модели олигополии с ограничениями входа.
29. Модели пространственной дифференциации товара Хотеллинга.
30. Ценообразование. Виды стратегического ценообразования. Виды ценообразования в долгосрочном периоде. Психологические особенности. Экспериментальная экономика.
31. Вертикальная интеграция. Стимулы к вертикальной интеграции. Последствия вертикальной интеграции.
32. Модели рынка с асимметричной информацией. Стоимость и цена информации. Модели Акерлофа.
33. Модели поиска при ограниченной информации. Модель Стиглера.
34. Динамические модели. Товары длительного пользования и патенты.

 

ЛИТЕРАТУРА:
1. Вэриан Х. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход. – М.: Юнити. – 1997.
2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. – М.: Магистр. – 1998.
3. Вурос А.Д., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС. – 2000.
4. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т. – М.: Финансы и статистика. – 1992.
5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело. – 2000.
6. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – Спб.: Экономическая школа. – 1997.
7. Carlton D., Perloff J. Modern industrial organization. – 1999.

8. Луис М. Б. Кабраль. Организация отраслевых рынков. - Минск.: Новое знание. - 2003.

9. Mas-Colell A. Whinston M. Microeconomic Theory. - 1995.

10. Коковин С. Учебник и задачник. Методы микроэкономического анализа. - Н.: НГУ. - 2003.