О БРЕНДЕ ИМЭИ ИГУ

Калюжнова Н.Я. , проф., д.э.н.

ИМЭИинтеллект, молодость, эрудиция, интуиция.

В условиях сегодняшнего информационного общества важное значение при выборе места учебы имеет известность, популярность, престиж учебного заведения, факультета и даже конкретной специальности. Всё это объединяется в понятии «бренд».

Бренды – это известные товарные марки, популярность которых обеспечена, прежде всего, качеством товара или предлагаемой услуги. Бренд – это торговая марка со сложившимся имиджем. За этот имидж потребители платят от 10 до 60% цены товара.

Хороший бренд приносит хорошие деньги, доверие и приверженность.

Бренд учебного заведения – это один из самых важных видов капитала, который получает выпускник вуза и который помогает его карьере.

Можно ли говорить о том, что сегодня существует бренд ИМЭИ, специфическая «товарная марка», знак качества, который позволяет выпускникам быть востребованными на рынке труда, с одной стороны, и с другой, успешно строить развитие карьеры? Устраивает ли самих студентов качество обучения? Что требуется для развития бренда ИМЭИ?

ИМЭИ, несмотря на свою молодость как института, - ему всего 10 лет, имеет давние традиции классического университетского образования, перешедшие ему от его предшественника – математического факультета. Новые специальности – математические методы в экономике, администрирование информационных систем, сохранив преемственность традиций обучения точным наукам, существенно расширили возможности института в целом. Одной из важных традиций института является участие студентов не только в учебной и научной деятельности, но и проведение практических исследований и разработок, имеющих значение для института и университета в целом.

Такой работой в 2008 г. стала Творческая мастерская «Разработка бренда ИМЭИ», посвященная комплексному изучению вопроса бренда ИМЭИ, проведенная кафедрой экономической теории и управления ИМЭИ в декабре 2008 г. Подготовка к этому мероприятию заняла почти три месяца. В ходе обучения маркетингу студенты 4го курса под руководством проф. , д.э.н. Калюжновой Н.Я. проводили исследования разных аспектов бренда ИМЭИ. Прежде всего, необходимо было изучить общую технологии брендинга, требовалось нарисовать портрет покупателя услуг ИМЭИ, оценить удовлетворенность студентов ИМЭИ. Требовалось правильно определить объем и тип выборки для опроса, построить гипотезы исследования, разработать анкету для опроса и решить вопросы других источников информации – эти и многие другие вопросы решались в течение трех месяцев подготовки мастерской. Было опрошено 250 человек студентов ИМЭИ по специально составленной репрезентативной квотной выборке.

В проведении «Мастерской..» приняли участие Лица Принимающие Решения ИМЭИ и Эксперты. Главное Лицо, Принимающее Решения - Юрий Дмитриевич Корольков, директор ИМЭИ, заместители директора И.В.Захарова и Е.П.Головко. Экспертом выступал специалист по имиджу и дизайну, к.т.н., доц. Лидин Константин Львович. В обсуждении принимали преподаватели кафедры и гости.

Разработка бренда проходит такие этапы: 1. Анализ потребителя, продукта, конкурентов. 2. Позиционирование и разработка всех элементов бренда. 3. Разработка стратегии и тактика коммуникации с потребителями.

Работа шла по двум направлениям. Первое – исследование потребителя, эту группу возглавляли Д. Истомин и Н. Циомик, доклады делали Е. Кислицина, Е.Тучнолобова, В. Пашнина. Вторая группа исследовала технологию брендинга, здесь наиболее активными были Е.Кавердина и Е.Какаулина, доклады - А.Закирова, Е.Кавердина и М. Кульмухамметова, М.Свалова.

Итак, кто он – потребитель образовательных услуг ИМЭИ?

 

Портрет потребителя

Подавляющее большинство студентов – это выпускники средних общеобразовательных школ (55%), около трети студентов закончили лицеи (35%) и небольшая доля приходится на выпускников гимназий (10%). 95% студентов – жители Иркутска и Иркутской области.

У большинства студентов ИМЭИ (36%) средний доход на человека в семье находится в диапазоне от 5 до 15 тыс. рублей; у 26%- средний доход от 10 до 15 тыс. рублей; 16% студентов живут в семьях с ежемесячным доходом до 5 тыс. рублей и лишь 4% имеют средний доход больше 20 тыс. рублей в месяц. По специальностям картина такова:

 Доход на 1 чел., тыс. руб.
 
    % от общего числа
 ЧМ ПМ ММЭ  МОиА
 < 5  10 18 19 14
 5-10  47 34 37 32
 10-15  23 25 25 28
 15-20 10 9 12 13
 20-25 10 6 7 6
 25-30 0 2 0 3
 >30 0 6 0 4

На специальности МОиА самая большая доля студентов, имеющих средний доход 10-20 тыс. рублей (здесь и самый большой коммерческий набор –56%);

ММЭ занимают второе место по и доле таких доходов, и доле коммерческих мест составляет - 44%.

Наибольшую долю среди специальности «ЧМ» составляют студенты, имеющие средний доход от 5 до 10 тыс. руб. – 47% (максимум среди специальностей).

Принадлежность родителей к профессиональным группам населения:

Специальность Доля студентов, родители которых
Всего ЧМ ПМ ММЭ А
Экономист

18

13 19 24 12
Математик 9 4 14 12 7
Программист 10 2 13 3 15
Другая 63 81 54 61 66

У чистиков – больше всего родителей – служащих госучреждений -45%. У администраторов преобладают родители, занятые в предпринимательской сфере - 15%. У экономистов преобладают родители - преподаватели школ/ВУЗов - 8%.

Большинство родителей имеют специальность, отличную от тех, по которым учатся их дети. Особенно, это касается чистых математиков. Наибольшую приверженность к специальности родителей в выборе будущей профессии имеют экономисты (ММЭ), у которых родителей экономистов - 24%.

 

Оценка статуса ИМЭИ

При поступлении нынешние студенты опирались прежде всего на статус вуза, на выбор оказали влияние школьная специализация, соотношение цена-качество, перспектива заниматься наукой и другие факторы.

 Значимость Факторы  % студентов, назвавших факторы
 ЧМ ПМ ММЭ А В
1 Статус ИГУ  22 26 26 26 25
2 Статус ИМЭИ  24 20 15 20 18
3 Трудоустройство  15 18 20 12 16
4 Школьная специализация  15 13 10 14 13
5 Рекомендации  11 6     8
6 Стоимость обучения 4 1 3   4
7 Наука 3 9 3 4 5
8 Цена / Качество 1 5 10   5
9 Другое  5 4     4
10 Реклама   2  3   2

Почти у всех решающим стал статус ИГУ, потом – статус ИМЭИ, на 3-м месте – трудоустройство. Статус – представление о престиже, гарантии востребованности на рынке труда. Экономисты и прикладники более рациональны, у них на 2-м месте – трудоустройство. На 4-м месте у всех стоит школьная специализация, особенно ей придают значение администраторы.

При поступлении наряду с ИГУ поступившие также рассматривали такие вузы (можно было называть несколько вузов):

При поступлении мы рассматривали ИГУ, а также другие вузы (% указавших)
Рейтинг  в опросе ЧМ % ПМ % ММЭ % МОиА % Общее %
1 ИГУ 40 ИГУ 42 ИГУ 44 ИГУ 46 ИГУ 43
2 ИРГТУ 19 ИРГТУ 2 ИРГТУ 22 ИРГТУ 21 ИРГТУ 22
3 ИРГУПС 17 ИРГУПС 13 БГУЭП 17 ИРГУПС 11 ИРГУПС 13
4 БГУЭП 9 БГУЭП 13 ИРГУПС 11 БГУЭП 11 БГУЭП 13
5 ИГПУ 9 ИГПУ 4 ИГПУ 3 РПА 3 ИГПУ 4
6 САПЭУ 3 РПА 2 Другое 2 ИГПУ 3 САПЭУ 2
7 Другое 3 САПЭУ 2 САПЭУ 1 Другое 4 Другое 2
8 РПА 0 Другое 1 РПА 0 САПЭУ 1 РПА 1

А вот как был оценен статус вузов Иркутска:

Процент студентов, поставивших данный вуз на указанное место
Ранг вуза ЧМ % ПМ % ММЭ % МОиА % Общее %
1 ИГУ 28 ИГУ 27 ИГУ 28 ИГУ 28 ИГУ 28
2 ИРГУПС 21 ИРГТУ 18 ИРГТУ 18 ИРГУПС 17 ИРГТУ 18
3 ИРГТУ 17 ИРГУПС 18 БГУЭП 16 ИРГТУ 17 ИРГУПС 17
4 БГУЭП 13 БГУЭП 14 ИРГУПС 16 БГУЭП 17 БГУЭП 15
5 ИГПУ 10 ИГПУ 12 ИГПУ 11 ИГПУ 11 ИГПУ 11
6 РПА 7 РПА 6 САПЭУ 6 РПА 6 РПА 6
7 САПЭУ 4 САПЭУ 5 РПА 5 САПЭУ 4 САПЭУ 5

 

Хотят ли студенты работать по своей специальности и квалификации?

Ответ очень сильно зависит от специальности.

От 14 % до 40% (по разным специальностям) хотят работать именно по своей специальности, причем большую приверженность своей специальности высказывают экономисты – 77%, и администраторы - 75%. Математики и прикладники не прочь поработать экономистами (25 и 7%), зато администраторы совсем не хотят работать в экономической сфере (0%), впрочем, и математиками тоже.

Выбор будущей специальности
  ЧМ % ПМ % ММЭ % МОиА % В целом %
1 Математик 34 Программист 43 Экономист 77 Программист 75 Программист 40
2 Экономист 25 Другое 30 Другое 13 Другое 22 Экономист 23
3 Другое 25 Математик 20 Математик 7 Математик 3 Другое 23
4 Программист 16 Экономист 7 Программист 3 Экономист 0 Математик 14

Выяснилось, что предпочтения меняются в ходе обучения, и это меняет статистику: у это 20% прикладников хотели бы работать экономистами, 7% экономистов – математиками, 3% администраторов – математиками.

 

Оправдались ли ожидания

Если ответы на вопрос, насколько оправдались наши ожидания и распределить на линии, с крайними оценками от «полностью не оправдались» (т.е. на 0%) до «полностью оправдались» (т.е. на 100%), то можно увидеть на где скапливается основная масса мнений (такая шкала называется семантическим дифференциалом).

Практически нет студентов, чьи ожидания бы полностью не оправдались (т.е оправдались на 0%), зато значительное количество тех, у кого надежды оправдались полностью. Больше всего тех, у кого надежды оправдались на 90-100 % у экономистов – 40,7% (в том числе 100% попадание с надеждами ощущают 31,5% экономистов!). К тому же у экономистов практически нет «разбитых надежд» – лишь 1,9% удовлетворены менее, чем на 20%.

Много полностью удовлетворенных и у чистых математиков – 36,6% (на 100% чувствуют себя удовлетворенными 16,6% студентов).

В целом больше чем на 50% оправдались надежды у 90% студентов ИМЭИ, в том числе у 86% студентов специальности ЧМ, 93 – ПМ, 91 – ММЭ, 90% - МОиА.

В среднем ожидания всех студентов оправдались на 71%, что представляет довольно высокий процент удовлетворенности в целом. Меньше всего средний процент оправдания надежд у администраторов ( 69%), больше всего – у экономистов ( 76%), ПМ и ЧМ примерно одинаков (на 70%). Среди причины, по которым ожидания оправдались не полностью названы состояние аудиторий, организация учебного процесса, столовая, преподавание отдельных дисциплин, сложно учиться. Что касается оправдания ожиданий в зависимости от среднего дохода на человека в семье, то наиболее удовлетворены студенты со средним доходом на человека 5-15 тыс. руб., а наименее – 20-30 тыс. руб.

В основном цена обучения оценивается как средняя.

Варианты оценки % ответивших
средняя 69
высокая 21
низкая 10


Общий вывод таков: ИМЭИ оценивается студентами как престижный институт (университет), в котором наблюдается высокое качество образования, обеспечивающее перспективу дальнейшего трудоустройства, учеба в котором оправдывает в большой степени ожидания студентов, при средней плате за обучение.

Что включает корпоративный бренд?

Фирменное имя и фирменный знак

Гарантии качества (соответственно, трудоустройства)

Корпоративную культуру и фирменный стиль

Маркетинговые коммуникации

Факультет или институт? – вот в чем вопрос. Что касается фирменного имени, то только 6% студентов выбрали имя «Факультет», 94% безоговорочно высказались за название ИМЭИ. Для многих это имеет серьезное значение, так как это понятие дает более обособленную характеристику, повышает престиж. Не каждый факультет может называться институтом!

Как быть с логотипом? Знак сигмы, который употребляется на сайте, знают 68% студентов, 17% с ним в принципе не знакомы, а удовлетворены этим логотипом всего 15%. На это надо обратить самое серьезное внимание.

Рекламный слоган стал предметом особой заботы. На «Мастерской» было сказано: Бренд – это миф, когда название бренда приобретает новый смысл (Н.Я. Калюжнова).

Группой предложена вторая расшифровка ИМЭИ в качестве слогана:

И – интеллект Интеллект – важнейшая способность индивида, формируемая в ИМЭИ научным подходом
М – молодость Молодость - поддержка молодежной инициативы, молодости духа у всех, поиск новых идей
Э – эрудиция Эрудиция – широкий набор и энциклопедичность знаний, присущая классическому университету
И – интуиция  Интуиция – свойственное ученым и предпринимателям чутье к правильным решениям и возможностям

Маркетинговые коммуникации и их результативность можно проследить по источникам информации об ИМЭИ. Ответы об источниках информации об ИМЭИ таковы: знакомые – 31%, родители – 25%, реклама – 17%, школа – 15%, воскресный лицей – 11%, другое – 1%. Реклама института через рекламные средства стала источником информации лишь для 17% опрошенных. Среди рекламных средств больше всего информативным оказался Интернет, откуда 25% студентов получили информацию об ИМЭИ; 17 %- из газет ; 15% - с ярмарки профессий; из рекламы в школе –14 %; из рекламы по телевидению - 9 %; из наружной рекламы 8 %; по радио 6 %; другое 6 %. Таким образом, Интернет, ярмарки вакансий, ярмарки профессий и реклама в школе дали 71% всей запомнившейся рекламной информации, что очень важно для организации рекламной компании.

 

Статья подготовлена на основе отчетов по исследованию «Разработка бренда ИМЭИ», выполненных студентами 4го курса ММЭ под руководством автора.

 

На страницу "Лаборатория социально-экономических исследований" кафедры экономической теории и управления ИМЭИ>>